Матушевская Анна Анатольевна

Создание авторских методических разработок для детей с ОВЗ, посещающих общеобразовательные группы ДОУ


 

«Ребенок с ограниченными возможностями
при хорошем педагогическом воздействии
может достигнуть многого, но он достигнет того,
что может нормальный ребенок, иными способами,
на ином пути, иными средствами»
Л.С.Выготский

В настоящее время ни для кого не является открытием тот факт, что очень большой процент детей, посещающих детский сад, имеют те или иные особенности в развитии.

Смею напомнить, что в нашем учреждении реализуется инновационный образовательный проект «Создание модели инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в рамках ДОУ».

Целью проекта является оказание педагогической помощи воспитанникам  с ОВЗ в естественном  развитии через создание единой системы комплексного сопровождения и обучения.

Обращение к проблеме построения инклюзивного образовательного пространства было обусловлено наличием в нашем учреждении  детей с ОВЗ, находящихся в группах общеобразовательной и компенсирующей направленности.

Имеющиеся у детей с ОВЗ особенности приводят к нарушению познавательной деятельности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности – вербализации, искажения познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Поэтому в своей практической коррекционной работе мы используем полифункциональные пособия, которые позволяют развить сенсомоторную сферу, словесно - логическое мышление, дают возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, эмоционально - волевую сферу, развить творческие способности.

Использование различных пособий на групповых и индивидуальных занятиях, позволяет включить компенсаторный механизм и облегчить процесс коррекции сенсомоторных, речевых, эмоциональных и двигательных недостатков.

Целью разработки авторских пособий является расширение предметно -развивающей среды путём создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному развитию детей дошкольного возраста.

Задачи, которые могут быть реализованы при использовании авторских пособий:

• создание эмоционально-положительного настроения;

• развитие мелкой моторики;

• формирование, активизация и обогащение словаря дошкольников;

• развитие восприятия (зрительного, осязательного, тактильного);

• развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.

Разрабатывать и создавать пособия можно минимум двумя способами: это может быть как рукотворный педагогический продукт, так и различные электронные технологии.

Созданные нашими руками дидактические пособия помогают реализовать такие принципы ФГОС, как:

насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;

вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;

трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;

доступность  свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам.

 «Расскажи про звук»

Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

Схема помогает детям усвоить термин «звук». Дети учатся давать характеристику любому звуку, развивается способность ощущать движения органов артикуляции. У детей формируется ассоциация между звучанием звука и термином.

Схему можно использовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.

Логопедическая игра "Звуковая дорожка"

Цель:

– автоматизировать изолированный звук [].

– автоматизация звука[] в прямых и обратных слогах

Коррекционно-образовательные задачи:

– упражнять в правильном произношении изолированного звука [р];

Коррекционно-развивающие задачи:

- совершенствовать фонематические процессы;

- развивать речевое дыхание;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать силу и высоту голоса, мелодику и тембр;

- совершенствовать пространственные ориентировки.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

- воспитывать усидчивость.

Ход игры

Игрок произносит изолированно нужный звук и одновременно по дорожке за бусину провозит звук к нужному домику.

Логопедическое лото для автоматизации звуков

Цель: автоматизация звуков [Р], [Л], [Ш], [Ж], [З], [С], [Ч], [Щ] изолированно, дифференциация поставленных звуков, развитие зрительного и слухового внимания, зрительной памяти
Ведущий произносит цепочку изолированных  звуков, а игроки должны взять карточку, на которой нарисован символ звука и на игровом поле, выложить эту цепочку картинками-символами звуков. Можно придумать свой вариант игры.
Игра будет полезна логопедам, воспитателям на подгрупповых занятиях, а также родителям для автоматизации звуков в домашних условиях. В игру одновременно могут играть два игрока. Игра делает процесс автоматизации более увлекательным. Присутствует элемент соревнования.

Выучить алфавит, знать цифры – эта задача стоит перед каждым ребенком и его ответственными родителями. Чтобы облегчить восприятие довольно абстрактных символов, предлагаем изготовить объемные буквы и цифры

Все дети любят веселье, смех, движение. Их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят творить и играть. Внешняя привлекательность и необычность инструментов, изготовленных руками педагогов – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними. Техническая легкость игры на шумовых инструментах, их способность точно же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к игре, а через нее – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты, конструировать их вместе с детьми, проста и мудра: общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, кусочки железа, стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает использование в образовательном процессе ДОУ информационных коммуникационных технологий (ИКТ). 

Внедрение  цифровых образовательных технологий не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса в ДОУ.

Применение данных технологий дает принципиально новые дидактические возможности и логично вписывается в образовательный процесс. Это позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать  образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Новизна цифровых образовательных технологий заключается в переведении традиционных образовательных  технологий в электронный формат, в разработке дидактических компьютерных игр, обучающих электронных презентаций, картотек, архивов. Это позволит нам совершенствовать формы, методы, приёмы работы с детьми с ОВЗ.

Представляю вашему вниманию игру : «Кто боится прививки?»

Цель: Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Перед детьми появляются картинки людей и животных. Педагог просит ребенка  произнести фразу «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и т.д.) Дети по голосу ребенка-ведущего определяют какие чувства испытывает персонаж и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?» .

Игра : «Три медведя»

Цель: Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Описание: Перед детьми появляются картинки медведей из сказки. Дети изменяют голос в зависимости от картинки. Составляют предложение по предложенному сюжету.

Игра«Картинки-небылицы»

Описание: Ребенку предлагается картинка-небылица. Необходимо внимательно рассмотреть картинку и определить что перепутал художник.

10 октября 2020 в 20:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.