Матушевская Анна Анатольевна
Создание авторских методических разработок для детей с ОВЗ, посещающих общеобразовательные группы ДОУ
В настоящее время ни для кого не является открытием тот факт, что очень большой процент детей, посещающих детский сад, имеют те или иные особенности в развитии. Смею напомнить, что в нашем учреждении реализуется инновационный образовательный проект «Создание модели инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в рамках ДОУ». Целью проекта является оказание педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ в естественном развитии через создание единой системы комплексного сопровождения и обучения. Обращение к проблеме построения инклюзивного образовательного пространства было обусловлено наличием в нашем учреждении детей с ОВЗ, находящихся в группах общеобразовательной и компенсирующей направленности. Имеющиеся у детей с ОВЗ особенности приводят к нарушению познавательной деятельности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности – вербализации, искажения познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Поэтому в своей практической коррекционной работе мы используем полифункциональные пособия, которые позволяют развить сенсомоторную сферу, словесно - логическое мышление, дают возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, эмоционально - волевую сферу, развить творческие способности. Использование различных пособий на групповых и индивидуальных занятиях, позволяет включить компенсаторный механизм и облегчить процесс коррекции сенсомоторных, речевых, эмоциональных и двигательных недостатков.
Целью разработки авторских пособий является расширение предметно -развивающей среды путём создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному развитию детей дошкольного возраста. Задачи, которые могут быть реализованы при использовании авторских пособий: • создание эмоционально-положительного настроения; • развитие мелкой моторики; • формирование, активизация и обогащение словаря дошкольников; • развитие восприятия (зрительного, осязательного, тактильного); • развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения и т.д. Разрабатывать и создавать пособия можно минимум двумя способами: это может быть как рукотворный педагогический продукт, так и различные электронные технологии. Созданные нашими руками дидактические пособия помогают реализовать такие принципы ФГОС, как: • насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей; • вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов; • трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи; • доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам. «Расскажи про звук» Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Схема помогает детям усвоить термин «звук». Дети учатся давать характеристику любому звуку, развивается способность ощущать движения органов артикуляции. У детей формируется ассоциация между звучанием звука и термином. Схему можно использовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Логопедическая игра "Звуковая дорожка" Цель: – автоматизировать изолированный звук []. – автоматизация звука[] в прямых и обратных слогах Коррекционно-образовательные задачи: – упражнять в правильном произношении изолированного звука [р]; Коррекционно-развивающие задачи: - совершенствовать фонематические процессы; - развивать речевое дыхание; - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; - развивать силу и высоту голоса, мелодику и тембр; - совершенствовать пространственные ориентировки. Коррекционно-воспитательные задачи: - воспитывать самоконтроль во время произношения звука; - воспитывать усидчивость. Ход игры Игрок произносит изолированно нужный звук и одновременно по дорожке за бусину провозит звук к нужному домику. Логопедическое лото для автоматизации звуков Цель: автоматизация звуков [Р], [Л], [Ш], [Ж], [З], [С], [Ч], [Щ] изолированно, дифференциация поставленных звуков, развитие зрительного и слухового внимания, зрительной памяти
Выучить алфавит, знать цифры – эта задача стоит перед каждым ребенком и его ответственными родителями. Чтобы облегчить восприятие довольно абстрактных символов, предлагаем изготовить объемные буквы и цифры Все дети любят веселье, смех, движение. Их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят творить и играть. Внешняя привлекательность и необычность инструментов, изготовленных руками педагогов – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними. Техническая легкость игры на шумовых инструментах, их способность точно же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к игре, а через нее – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты, конструировать их вместе с детьми, проста и мудра: общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, кусочки железа, стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает использование в образовательном процессе ДОУ информационных коммуникационных технологий (ИКТ). Внедрение цифровых образовательных технологий не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса в ДОУ. Применение данных технологий дает принципиально новые дидактические возможности и логично вписывается в образовательный процесс. Это позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной. Новизна цифровых образовательных технологий заключается в переведении традиционных образовательных технологий в электронный формат, в разработке дидактических компьютерных игр, обучающих электронных презентаций, картотек, архивов. Это позволит нам совершенствовать формы, методы, приёмы работы с детьми с ОВЗ. Представляю вашему вниманию игру : «Кто боится прививки?» Цель: Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы. Перед детьми появляются картинки людей и животных. Педагог просит ребенка произнести фразу «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и т.д.) Дети по голосу ребенка-ведущего определяют какие чувства испытывает персонаж и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?» . Игра : «Три медведя» Цель: Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса. Описание: Перед детьми появляются картинки медведей из сказки. Дети изменяют голос в зависимости от картинки. Составляют предложение по предложенному сюжету. Игра«Картинки-небылицы» Описание: Ребенку предлагается картинка-небылица. Необходимо внимательно рассмотреть картинку и определить что перепутал художник. 10 октября 2020 в 20:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.