Матушевская Анна Анатольевна
Как помочь малышу заговорить?Как помочь малышу заговорить? Очень часто ко мне обращаются родители приблизительно с такой проблемой: мой ребенок молчит, может произнести только гласные звуки: А-А-А - ляля плачет, У-У-У – волк воет, Ы-Ы-Ы – мишка сердится, или использует в своей речи только так называемые аморфные слова-корни: «КА» - каша, коза, «ВА» - вода, вата; в речи присутствуютслова типаМАМА, ПАПА, ПОКА, ДАЙ. Вместо слов использует звукоподражания «МЯУ» - киса, БИ-БИ – машинка, МЕ-МЕ – коза, барашек. Эти аморфные слова могут выступать у ребенка в роли предложений, илибывают случаи объединения в одно предложение 2-3 таких «слов»: «МА ДАЙ ПИ» - мама, дай пить! На данном этапе речевого развития перед логопедом стоит следующая задача: научить ребенка произносить непроизвольные согласные звуки в игровой ситуации, произносить их вместе с гласными звуками, а затем объединять слоги в слова. На своих занятиях яиспользую всевозможные известные методические приемы, в том числе и методику игровой логопедии Татьяны Грузиновой. Но… Не всетак просто! Каждый ребенок индивидуален! Во время занятия необходимосоздать ТАКУЮ игровую ситуацию, которая однозначно положительно настроит малышана совместную работу. Игры и упражнения должны быть направлены на вызов и закрепление в основном согласных звуков. Хочу особо подчеркнуть, что на данном этапе речевого развития качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести. На этапе вызывания согласного звука и произнесения его в слогах вместе с гласными такая игра должна начинаться на сенсорном уровне (разноцветные кубики, пирамидки, звучащие - шумящие игрушки, «задувание» свечей, игры с пластилином), так как большинство неречевых детей интересуют сенсорные вещи и игровые навыки у них не на высоком уровне. Игра обязательно должна включать взаимодействие. Взрослый предлагает множество идей на вызывание и произнесение непроизвольных согласных звуков в игровой ситуации,используя ассоциацию на движение предмета с жестом для возможности их произвольного воспроизведения ребенком. Не забываем при этом учитывать важный принцип: игра должна сочетаться со звуком и ЖЕСТОМ. Жест может быть похож: - на произнесение звука; - на способ образования; - на игру. Например, звук С протяжный и соответственно игра должна быть такая же. Это может быть песочек или манка, которые взрослый демонстративно высыпает сверху вниз (ЖЕСТ), или тонкая струйка воды или «вытягивание веревочки». А звук П наоборот взрывной, резкий и игра должна быть такая, когда что-то вылетает (винная пробка, игрушки-стрелялки)+жест «клювик». Тренируем сразу с несколькими гласными: ППП-А, ППП- О, ППП-У, ППП-Ы… Звук Ф - подуть на руку, пенопласт, конфетти, вылить воду из груши,задувание свечки+ жест «вытянутая с конфетти» рука. Звук Х - игра «Весёлый Петрушка»: на руку надеваем Петрушку (игрушку -бибабо), жест: рука, согнутая в локте, смотрит вверх, ладонь сжать в кулак, действуем рукой вверх – вниз, показываем Петрушку. Звук К - игра «Построй забор», нам нужен конструктор разного цвета. Соединяем конструктор горизонтально, строим забор, жест: руки сжать в кулак и развести в стороны, на звук соединить кулаки. На каждыйцвет конструктора, своя песенка: КА- КА - КА; КО - КО - КО; КУ - КУ – КУ. Звук Т-игра «Забьём гвозди». Слепитеизпластилинагвозди(можноразного цвета), разместите их на доске для лепки.Жест: удары ребром ладони или кулаком по поверхности (как будто забиваем гвозди), проговаривая: ТУ-ТУ-ТУ, кулаком – ТА-ТА-ТА. Звук М - игра «Ласковая игрушка». Жест: погладить мягкой игрушкой (потом игрушку можно заменить на свою ладошку) по щеке: МА-МА-МА. Можно менять игрушки и песенки. Звук Н - игра «На, мяч». Жест: ладошки вытянуть перед собой, как будто «даём предмет» - НА; ладошкой машем перед собой – НЕ. Даём ребёнку мяч: НА-НА-НА мяч (мяч можно катать). Ладошкой машем перед собой отказываясь от мяча – НЕ-НЕ-НЕ. Звук В - игра «Заведём машину», для игры нужна машинка, мост. Жест: Указательным пальцем правой руки приподнимать нижнюю губу к верхним зубам до образования смычки. (Можно губы вытянуть «хоботком»):- Будемкатать машину с моста. Заведём машину ВУ-ВУ-ВУ. Звук Б - игра «Камушки в банке», нужна железная банка, камушки разного цвета. Жест: слегка ударить кулаком по щеке. Бросаем камушки в банку, на каждый бросок проговариваем звук. Песенка меняется на каждый цвет камней. Например, синие камни – БУ-БУ-БУ; белые – БА-БА-БА и т.д. Звук З - игра «Пчела летит», нужна вертушка – пчела на палочке. Жест: Всепальцыкромеуказательногоприжатькладони.Вращаемуказательным пальцемпо часовой стрелке. Пчела летит песня звучит – З-З-З, пчела села (на части тела) и замолчала. Звук Г - игра «Гусь гогочет», используем силиконовую прихватку (можно взять рукавицу). Жест: сюжетная проба «Гусь». «Гусь гогочет» (клюв открывает) – ГА-ГА-ГА, клюв закрыт гусь молчит. Песенку можно менять по заданию взрослого Звук Д - игра «Строим дом», берем кубики разного цвета. Жест: ставим кулак на кулак в высоту, как будто строим дом. Будем строить зелёный дом, ставить кубик на кубик, проговаривая –ДА-ДА-ДА. Жёлтый дом – ДО-ДО-ДО. Синий дом ДУ-ДУ-ДУ. Звук Ш - игра «Шар летит». Надуйте воздушный шарик. Отпустите его. Шар летит, песенка звучит Ш-Ш-Ш. Жест: положение руки, как будто в ней держат шар, постепенно поднимая её вверх. На следующем этапе работы играуйдёт, а жест останется. С помощью жестов можно собирать слова. Один звук - один жест- одна игра. Зачем нам эти жесты? Жест выполняет функцию подсказки. При вызывании любого звука мы опираемся на работу нескольких анализаторов: зрительного (ВИЖУ), слухового (СЛЫШУ ЗВУК), кинестетического (РАСКРЫТЬ ЛАДОНЬ, сделать КЛЮВИК пальцами), тактильного (КОЖНЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ). Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом; так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным. По мере развития навыка обучаем малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Формируем звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки. Как выбирают опоры (ЖЕСТЫ) для обучения звукам? Главное условие – опора должна быть хорошо знакома ребенку и привлекательна для него. По мере автоматизации навыка опора уменьшается, и малыш перестает в ней нуждаться. Опора может быть, как предметом, так и действием (жестом). Когда основные согласные и гласные звуки сформированы, мыучимся завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный любому языку. Повторюсь, начинаем с согласных звуков, так как именно они отвечают за смысл слова. И уже потом как из конструктора собираем слова. Играли в кубики – это у нас был звук К, запускали шарик - Ш. Выкладываем цепочку этих предметов или картинок. И в конце цепочки –картинка КА-ША! Играли в машинку- звук В, строили дом- звук Д. В конце цепочки –картинка ВО-ДА! (демонстрация визуального ряда и предметных картинок). Сейчас я покажу вам несколько игр, которые помогают закрепить навык произнесения слов 1 слоговой структуры. Игра «Путешествие друзей», «Курятник» Цель: Произнесение слов 1СС с использованием визуально-ритмическихрядов. Мы знаем, что формирование рядов напрямую связано со слоговой структурой. Элементарная последовательность 1:1 показывает умение ребенка составлять и произносить слова первой слоговой структуры.
Когда Ваш ребенок безтруда выкладывает последовательность из предметных картинок 1:1, рекомендую закреплять произношение слов СС на визуально-ритмических рядах с последовательностью 2:1, 1:2 (показать примеры последовательностей п/к). Игра «Подводная прогулка» Цель: Произнесение слов 1СС Для игры приготовьте подкрашенную синей краской воду в прозрачной емкости и предметные картинки слов 1типа СС по 2 шт. (коза, муха, пума, дыня…), прозрачную баночку. Один экземпляр картинок кладем под дно прозрачной емкости с подкрашенной водой. -Сейчас мы отправимся на дно синего моря. Поможет нам такой необычный стеклянный прозрачный кораблик (баночка, перевернутая дном вниз). Водим баночкой по дну емкости и рассматриваем картинки, которые в подкрашенной воде не видны. -Кто тут спрятался? Покажи (используем для этого второй экземпляр картинок), назови (ЛИСА, ЖАБА, СОВА…) -Кого ты видишь? Игра «Путешествуем по пустыне» Цель: Произнесение слов 1 СС Для этой игры подготовьте предметные картинки слов 1типа СС по 2 шт. (коза, муха, пума, дыня…), Первый комплект картинок положите на плоское блюдо, сверху засыпьте их манной крупой. Кисточкой вместе с ребенком «откапывайте» картинку: -Давай угадаем, что (кто) спряталось здесь(в пустыне)? Найди (покажи) кого ты нашел? Кто это? (сова, пума, вата…). Игра «Волшебные цветы» Цель: Произнесение слов 1 СС Для игры нам понадобятся вырезанные из бумаги ромашки, в центре каждой из них есть картинка (муха, кеды, пони, дыня…, в дальнейшем можно добавить слова 2 и 3 СС). Вырезаем ромашки, берем таз с водой. Кладем ромашки на воду, предварительно загнув лепестки кверху. Берем трубочку для коктейля и дуем на волшебные цветочки. Цветок доплывает до другого края тазика, достаем цветок и называем картинку: ДЫ- НЯ, КЕ -ДЫ. Можно попробовать произносить фразу: Э-ТО ПО - НИ. Э -ТО ПУ-МА. Учитесьрадоваться вместе с ребенком. Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе. Терпеливо относитесь к неудачам и помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле.
23 июня 2021 в 11:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.